Отправляясь в путешествие на Север по Карелии, не стоит забывать, что не каждый Север - русский. В этнокультурное понятие Русский Север довольно часто включают и Карелию, но это ошибочно. В Карелии своя культура, традиции, быт и язык, которые так интересно раскрывать для себя...
Не доезжая Белого моря, простирается удивительный регион - Беломорская Карелия, где проживали преимущественно северные карелы, сохранившие свои уникальные традиции, отличающиеся от культуры южных карел. Помимо основных промыслов, характерных для всех карел, у северных было активно развито рыболовство, а также оленеводство и добыча морского зверя, что обусловлено климатообразующими факторами и влиянием соседей: финнов и прибалтов на севере, новгородцев и русских на юге. Отличалась одежда, диалект, кухня, ритуалы и язык.
Северные карелы живут в этих краях и по сей день, их особенный диалект - «собственно карельское наречие» наиболее приближён к финскому языку и имеет больше сходств с языком древних корел (до карелов существовало племя - корела), которые проживали на территории Приладожье в I-II тысячелетии нашей эры. Сохраняя язык, северные карелы почитают свои традиции и передают их следующему поколению. Некоторые северные карелы говорят на родном языке и сегодня - с родственниками и с близкими людьми.
Про деревню Вокнаволок
На берегу озера Куйто (Kuittijarvi), а точнее Верхнего Куйто, раскинулась деревня Вокнаволок (Vuokkiniemi). В XVI веке здесь уже проживали саамы и карелы. Природа этих мест служила неиссякаемым вдохновением для северных карелов, самых знаменитых рунопевцев.
Деревня Вокнаволок основана в XVII веке и является старинным рунопевческим центром. И именно здесь финский лингвист и фольклорист - Элиас Леннрот, записал ключевые сюжеты великого карело-финского эпоса «Калевала». Окрестности деревни Вокнаволок входят в состав Калевальского национального парка охраняющего самого крупного в Фенноскандии участка северной тайги с преобладанием сосновых пород. В деревне нас ожидал очень радушный приём.
Здесь можно посетить Этнокультурный центр Дом-Деревня, посмотрели Дом купца Онтчи и Амбары, привезённые из других деревень. В обычное время, когда нет ограничений, жители деревни могут научить ремеслам и устроить фолк-концерт. На базе центра базируются совершенно разнообразные ремесленные и творческие коллективы, в том числе и театр на карельском языке. Ближайший крупный город - Костумукшу, к нему и относится деревня. В Костомукше, большая часть жилых построек – финские, атмосфера приятная, город чистый, ухоженный и уютный и не совсем похож на русский.
Отбегая на 100 лет назад.
Северо - Карельское государство (Ухтинская Республика) было создано непризнанным карельским государственными образованием на севере республики в период финской интервенции и просуществовало с 1919-1920 год. Эта республика, объединяла несколько районов, имела свой парламент, символику и даже почтовые марки.
«Финские военные отряды проникли на территорию России и заняли села Ухта (Uhtuo, ныне Калевала) и Вокнаволок (Vuokkiniemi)». Именно здесь располагался очаг при организации местного самоуправления под руководством патриотических сторонников независимости Карелии. Иначе эти земли можно именовать Беломорской Карелией. Так вот на территории Беломорской Карелии и зарождалось самопровозглашённое в годы гражданской войны в России - Северо-Карельское государство (Ухтинская Республика). Её условные исторические границы проходили примерно между поморским берегом и посёлками Реболы и Ругозеро.
Здесь проживали и проживают по сей день в основном северные карелы, а точнее «собственно карелы» их диалект наиболее приближён к финскому и является прямым продолжением древнекарельского языка - «собственно карельское наречие». Это впечатляет, когда люди просто начинают говорить на карельском потому что им так удобно! И это прекрасно, что они на нём говорят, а не просто помнят.
Про эпос Калевала
Беломорская Карелия стала известна благодаря карело-финскому эпосу «Калевала», большинство рунических песен эпоса было собрано в деревнях на её территории. А песни, которые называются - рунами, пелись на северном карельском наречии. В карело-финском эпосе «Калевала» поётся о многом: j любви и предательстве, о преодолении трудностей, о смерти и рождении, о связи природы и человека.
Финский фольклорист Элиас Лённрот совершил множество поездок и фольклорных экспедиций по финским и карельским деревням, прежде, чем создать свой главный труд, состоящий из 50 рунических песен – эпос Калевала. Он основан на рунах - народных эпических песнях, передаваемых устно из поколения в поколение.
И именно в Беломорской Карелии, руны имели свой особый стихотворный размер, позднее названный - калевальским. В честь эпоса и переименовали старинное, некогда процветающее село Ухта в Калевалу, упомянутое выше. В посёлке Калевала до сих пор стоит высохшее дерево – сосна Лённрота, говорят именно под ней и создавался эпос Калевала. А ещё там есть музей рунопевцев, где руны можно не только прочитать, но и даже послушать и услышать в исполнении потомков беломорских карел.
Про руны и рунопевцев
Главными исполнителями древних рун могли быть самые обыкновенные люди, знающие много сказок и преданий, будь то бедный крестьянин, охотник или рыбак. Пелись руны как правило на крестьянских праздниках Эпические руны чаще всего исполняли мужчины, а вот лирические могли и женщины. Процесс исполнения рун мог сопровождаться под аккомпанемент кантеле (родственный гуслям инструмент). Обычно двое исполнителей садились друг напротив друга, пели в один голос или поочерёдно и могли держаться за руки. Руны передавались из поколения в поколение и таким образом сохранялись, но лишь на устах. Иногда руны могли изменяться при переходе к новому рунопевцу. Не все могли запомнить исконную песню, поэтому рунопевцы и преобразовывали её.
А вот так начинается первая руна, её слог завлекает нас, хочется продолжить чтение и познакомиться с руническими песнями и рунопевцами поближе. Попробуйте начать...
Калевала. Руна Первая.
«Мне пришло одно желанье,
Я одну задумал думу
Быть готовым к песнопенью
И начать скорее слово,
Чтоб пропеть мне предков песню,
Рода нашего напевы.
На устах слова уж тают,
Разливаются речами,
На язык они стремятся,
Раскрывают мои зубы.
Золотой мой друг и братец,
Дорогой товарищ детства!
Мы споем с тобою вместе,
Мы с тобой промолвим слово.
Наконец мы увидались,
С двух сторон теперь сошлися!
Редко мы бываем вместе,
Редко ходим мы друг к другу
На пространстве этом бедном,
В крае севера убогом.
Так давай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни славные споем мы,
Начиная с самых лучших;
Пусть друзья услышат пенье,
Пусть приветливо внимают
Меж растущей молодежью,
В подрастающем народе».
Отрывок в переводе Бельского Л.П.
Про деревню Суднозеро
Вы только представьте, пришёл человек в ХVI веке по реке на долблёнке к берегу деревни Суднозеро так и остался. Человека звали Хоско, а основатели здешних домов носили фамилии – Липкины, Лехтинены и Лесонены. Из рода последних есть и знаменитые рунопевцы. В Суднозеро нас встретил Александр Лесонен, потомок Хоско и сотрудник Калевальского Национального Парка. В деревне сейчас проживает только его семья. Вокруг деревни нетронутый лес. Сохранилось шесть домов и амбаров. На краю деревни, а точнее на мысу Калмониеми расположено кладбище, в соответствии с традициями северных карелов.
Эти края были заселены уже в эпоху мезолита в VII тыс. до.н.э. А в железном веке и раннем средневековье- уже в I тыс. н.э. здесь сложилась культура лесных саамов (лопарей). Часть саамов была вытеснена, часть ассимилировалась. На этих землях проживали саамские племена, о чём свидетельствуют сейды и жертвенные камни, а также письма.
Сами карелы отличаются между собой, а больше всего отличаются северные карелы. Теперь и вы это знаете.
Читайте и другие наши статьи, например про хрупкий мир Арктики https://hebitravel.ru/blog_hebi/hrupkij-mir_
Фотографии и и материалы взяты из этнографическом путешествия в Беломорскую Карелию с участницей нашей команды Hebi Travel - Алиной Карповой, географом и организатором путешествий к малочисленным и коренным народам.